Фокинский р-н: ул. Олега Кошевого, 76а Бежицкий р-н: Московский мкр. 44а, оф. 101

Володарский р-н: ул. Есенина, 12

График работы:
с 10.00 до 19.00
Перерыв:
с 14.00 до 15.00
сб.-вскр. - выходной
 

Оставить заявку

Монотония при управлении автомобиля

Монотония (в переводе с греческого monos – единый, один, tonos – ударение, напряжение) является функциональным состоянием человека, возникающим при однообразной работе. При монотонии снижается тонус и восприимчивость, ослабляется сознательный контроль, ухудшается память и внимание, стереотипизируются действия, появляется ощущение скуки и теряется интерес к работе.

Восстановить продуктивную деятельность можно лишь на короткое время, включив особые волевые усилия. При монотонных условиях работы у человека может развиться психическое пресыщение. Данное состояние очень опасно для водителей, поэтому в этой статье мы подробно поговорим о монотонии и расскажем, как с ней бороться.

Если вы движетесь на автомобиле по дороге, на которой отсутствуют другие участники движения, а ландшафт однообразен, усталость придет к вам быстрее, чем от езды в условиях интенсивного городского движения. То есть монотонная обстановка или недостаток информации, а также вынужденная бездеятельность приведут к чувству усталости быстрее, чем активная напряженная работа, хоть вы еще можете не ощущать объективных признаков утомления.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛЯЕТ МОНОТОНИЮ НА ДВА ВИДА:

  • на монотонию, наступающую при многократном повторении одних и тех же движений и поступлении большого количества одинаковых сигналов на одни и те же нервные центры, то есть информационной перегрузки (к примеру, при работе на конвейере, когда человек за смену выполняет тысячу раз один и тот же набор движений).
  • монотонию, наступающую от однообразия восприятия, когда действия происходят в условиях одной и той же мало меняющейся информации: при недостатке новой информации у человека появляется «сенсорный голод» (от езды по однообразной и неинтересной местности, или от длительного наблюдения за приборами в ожидании появления редкого, но важного сигнала и т.д.); данный вид монотонии типичен для водителей.

Оба вида монотонии, не смотря на то, что одна наступает от перегрузки информацией, а вторая, наоборот, от недостатка ее, приводят к одним и тем же последствиям – появлению своеобразной и тяжело переносимой скуки, усталости, отупения от топтания на месте, какого-то дурмана. Водители называют данное состояние «дорожным гипнозом». Оно отличается от обычной усталости тем, что не требует длительного отдыха, а довольно быстро проходит, если изменяются условия вождения. Причина в том, что утомление наступает при накоплении существенных сдвигов в организме, а монотония – при нарушении его саморегуляции.

При «дорожном гипнозе» водитель находится в сонливом тормозном состоянии, и приходится волевыми усилиями с ним бороться, чтобы поддержать нужный уровень бодрствования, что превращает работу водителя в тяжелый и напряженный труд. Поэтому, работа водителя при монотонии считается трудом в экстремальном режиме.

Монотония наступит, если водитель долго едет по прямой дороге с однообразной и не интересной местностью. Дорога непроизвольно начнет набегать на водителя, приковывая его внимание к себе, а ритмичное покачивание авто, а также блики на капоте еще больше вызывают тормозное действие. У водителя, подверженного монотонии, время реакции сильно увеличивается, на 30%, процессы мышления и восприятия затормаживаются, автоматизированные действия срабатывают непроизвольно – это и представляет большую опасность и способствует попаданию в ДТП. Статистика показывает, что 78% ДТП приходится на последнюю и первую треть монотонных участков дороги, то есть на те, где происходит накопление воздействия монотонии при прямом и обратном движении.

Устойчивость к монотонии у всех разная, и переживают люди ее по-разному. Установлено, что люди с сильной нервной системой больше подвержены монотонии и хуже ее переживают, чем те, у кого нервная система слабая. То есть подвижные люди хуже переносят монотонию, чем инертные. Исследования водителей показали, что 74% переносят монотонию очень тяжело, 23% - тяжело, и только 3% к ней устойчивы. Водители, долго работающие на дальних международных перевозках менее подвержены монотонии, чем другие водители, что может говорить о том, что можно тренировать устойчивость к условиям монотонии.

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОНОТОНИИ?

Существует ряд рекомендаций для водителей по противостоянию «дорожному гипнозу»:

  • Старайтесь не сосредоточивать внимание на однообразной дороге;
  • Монотония развивается в спокойной дорожной ситуации, и можно думать о чем-то постороннем, но не о безразличном, а о волнующем;
  • Обращайте внимание на природу вокруг: на ландшафт, птиц, облака и т.п., чтобы отвести мысли от однообразной местности;
  • Включите музыку, но только не монотонную и не очень отвлекающую;
  • Беседуйте с пассажиром, жуйте жвачку, кислые конфеты – это также поможет противостоять монотонии.

При малейших признаках усталости следует остановиться, сделать разминку, расслабиться и немножко подремать, умыться холодной водой, выйти на свежий воздух, выпить кофе или чай.

Перед длительными поездками нужно как следует выспаться. Если в дороге вы почувствовали сильную усталость – остановитесь и поспите минут 30. Недолгий сон вернет вам бодрость. Благоприятны остановки в дневное время суток, а ночью нужно найти ночлег и выспаться как следует.

Музыка – отличное средство в борьбе с усталостью. Она снимает сонливость и усталость, улучшает настроение.

Также с усталостью можно бороться, делая разминку для ног, рук, глаз и тела. Водителю приходится долгие часы смотреть на одну точку, в связи с чем и наступает утомляемость глаз и организма, поэтому, смотрите попеременно по сторонам, то вдаль, то перед собой.

Салон и кабину авто следует проветривать, чтобы не одолевала дремота. Свежий воздух бодрит, как и холодная вода, которой можно умыться и так же снять усталость.

автошкола в Фокинском районе: ул. Олега Кошевого, 76а, т. 34-07-34

автошкола в Бежицком районе: Московский мкр. 44а, оф. 101, т. 34-44-42

автошкола в Володарском районе: ул. Есенина, 12